Квартиру
Район города
Микрорайон
Карта
Найдено вариантов:loading indicator
Расширенный фильтр

УЛИЦА СТАРОПОРТОФРАНКОВСКАЯ

foto-1

Не известно, смогла бы Одесса за сравнительно короткий срок вырасти из заурядного приморского города и превратиться в южные морские ворота Российской империи, если бы герцог Ришелье в своё время не придумал организовать здесь порто-франко - «свободный порт», территорию, на которую и с которой можно было свободно, безо всяких пошлин, ввозить и вывозить товары. Разумеется, это сулило огромные выгоды молодому городу, что прекрасно понимал и следующий правитель Одессы, граф Ланжерон, который воплотил идею Ришелье в 1817 году. Единственной проблемой было то, что территорию эту надо было ограничить, а саму границу охранять, иначе эта затея потеряла бы всякий смысл. Когда городские власти прокладывали первую границу легендарной одесской свободной экономической зоны, они не стали мелочиться. Линия на карте полукругом охватывала весь город и даже его предместья от Куяльницкого до Сухого лимана. Граница эта охранялась конными патрулями и заставами, отсюда, кстати, и возникли одесские топонимы 1-я Застава, 2-я Застава. Однако территория получилась огромная, граница очень длинная, поэтому контрабандисты легко пробирались туда и обратно. Поэтому уже через 5 лет, в 1822 году, площадь порто-франко уменьшили, границу пододвинули поближе к городу. Она была в виде подковы: один её конец упирался в Пересыпский мост, а другой — в дачу (сегодня это пляж) Ланжерона. Чтобы проложить кордон, были выкопаны две глубокие канавы, вдоль которых прогуливался конный патруль. КПП были оборудованы мостиками, на них производился осмотр и взымалась пошлина за ввозимые и вывозимые товары. Вторая граница порто-франко как раз пролегала там, где сегодня находится улица Старопортофранковская. А «старой» она стала потому, что в 1826 власти решили проложить уже третью границу, между первой и второй. Дело в том, что вторая граница отрезала от города Молдаванку и другие разрастающиеся пригороды, что было крайне неудобно. Сначала старую границу засыпали, посадили там деревья и превратили в бульвар, назвав его Внешним. А когда на этом месте стали строить дома, образовалась уже улица: сначала Бульварная, потом Старобульварная. В народе её также часто по привычке называли Старопортофранковской, и после того как на берегу Южной Пальмиры построили Приморский бульвар, чтобы не путаться с «бульварами», эту улицу официально нарекли Старопортофранковской. Это название уже можно встретить на карте города 1841 года.

     Улица контрабандистов

Новая улица получилась очень длинной, поскольку полностью соответствовала старой границе порто-франко. Представьте, она тянулась от Херсонского сквера к Привозу, проходила мимо Преображенского парка, ж/д вокзала, Итальянского бульвара, улицы Белинского и упиралась в море в районе Ланжерона. Поэтому вскоре её разбили на несколько улиц. А ещё она была очень широкой, хватило на два ряда домов. Поэтому на месте старой границы чуть ли не стихийно параллельно  Старопортофранковской возникла ещё одна улица — Внешняя, которая сегодня называется Мечникова. В 1927 году при советской власти, которая стремилась «до основания всё разрушить», Старопортофранковскую превратили в Комсомольскую, и только в 1990 году ей вернули изначальное название.

Вот такая богатая история у этой улицы. С ней связано много легенд и детективных историй, ведь это была настоящая граница. В своё время контрабандисты наживали здесь целые состояния. Известно, что они покупали дома один напротив другого недалеко от границы, а потом рыли из них туннели под землёй. А ещё бродили по катакомбам, устраивали схроны. Так что её смело можно было бы назвать и улицей Контрабандистов. Порто-франко отменили в 1858 году, но во многом благодаря названию этой улицы этот интересный эпизод из истории Одессы прочно вошёл в память многих поколений одесситов.